Но, как водится, меньше всего мы знаем о том, что считается общеизвестным. Фраза «Ну, это все знают!» моментально снижает градус любознательности до нуля.
Поэтому начнем издалека. Примерно в третьем веке до нашей эры на маленьком греческом острове Самофракия скульптор Пифокрит воздвиг на отвесной скале над морем статую Ники – крылатой богини Победы. С 1883 года Ника Самофракийская экспонируется в парижском Лувре.
«Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед… Прекрасная фигура.. поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы», – так описывает статую безымянный автор Википедии.Историки и искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что именно этот образ скульптор Евгений Вучетич положил в основу проекта монумента, посвященного победе советских войск под Сталинградом. Идею создания мемориала художник, по свидетельствам современников, вскоре после завершения Сталинградской битвы обсуждал с Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР И.В. Сталиным.Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен осенью 1944 года. Среди сотен проектов, представленных не только именитыми скульпторами, но и простыми солдатами, были и весьма оригинальные. К примеру, архитектор А.К. Буров предлагал воздвигнуть 150-метровую пирамиду из переплавленных танков, покрытую воинской символикой.
В результате обсуждения, растянувшегося по разным причинам аж на пятнадцать лет, ни один из предложенных проектов одобрен не был, а возведение мемориального комплекса на Мамаевом кургане было в конце концов поручено Е.В. Вучетичу, который в конкурсе вообще не участвовал.В 1946–1949 годах скульптор руководил созданием памятника-ансамбля воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке (архитектор – Я.Б. Белопольский). Ключевая фигура композиции – бронзовая скульптура «Воин-освободитель» была установлена 8 мая 1949 года.
В 1953 году в поселке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала, – там, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, – был воздвигнут монумент «Соединение фронтов» (скульптор – Е.В. Вучетич, архитектор – Л. М. Поляков).
В 1957 году художник завершил работу над аллегорической статуей «Перекуем мечи на орала», украшающей площадь у здания ООН в Нью-Йорке.
А копия этой известной во всем мире скульптуры установлена перед входом в мало кому известный волгоградский завод «Газоаппарат». Причем, это не местный ширпотреб, а экземпляр, изготовленный самим Вучетичем.
Работникам завода копию скульптуры «Перекуем мечи на орала» Вучетич подарил в знак благодарности за помощь в создании памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».
Дело в том, что сталинградская мастерская скульптора размещалась в одном из пустующих производственных корпусов только что построенного завода «Газоаппарат». Именно здесь были созданы, а потом по частям вывезены и смонтированы на Мамаевом кургане скульптуры площади Скорби, площади Героев, фрагменты монументального рельефа. Здесь десятикратно уменьшенную копию скульптуры «Родины-матери» впервые увидели ветераны Сталинградской битвы во главе с маршалом Советского Союза Василием Ивановичем Чуйковым.
Кстати, в первоначальном проекте высота «Родины-матери» составляла «всего» 36 метров. Но амбициозный генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев потребовал, чтобы памятник превосходил 46-метровую нью-йоркскую статую Свободы. Ныне монумент на Мамаевом Кургане возвышается над пьедесталом на 52 метра (общая высота статуи с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров) и остается в первой десятке самых высоких статуй мира..
Однако изготовление столь грандиозного сооружения из классической бронзы или благородного гранита легло бы непосильным бременем на истощенную послевоенным восстановлением государственную казну. Поэтому строить было решено из… железобетона. А почему бы и нет – железобетонным изделиям можно придать любую форму, они долговечны, технологичны, не портятся под воздействием низкой или высокой температуры, атмосферных осадков. И творческая группа Е.В. Вучетича решила превратить унылый стройматериал в сырье для высокого искусства.
Но гармонию требовалось поверить алгеброй. Чтобы воплотить в жизнь фантазию скульптора требовались сложнейшие расчеты, выполнить которые, по мнению Е.В. Вучетича, мог только выдающийся конструктор Николай Васильевич Никитин. Именно он примерно в то же время предложил в высшей степени нестандартную конструкцию Останкинской телебашни – полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров, стянутый вертикальными стальными тросами. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты автор говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит».
В 1963 году специальным постановлением Совета министров РСФСР Н.В. Никитину разрешили собрать хозрасчетную творческую группу проектировщиков. Николай Васильевич привлек примерно 9 человек, у которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и во время отпуска1.
Предложенное Н.В. Никитиным инженерное решение позволило установить гигантскую статую, ничем ее не закрепляя на земле. Скульптура стоит и не падает за счет собственного веса в 8 тысяч тонн. Двухметровая плита под ней покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, засыпанном 150 тысячами тонн грунта.
Но расчеты расчетами, а у бетона свой норов. Чуть запоздай с укладкой очередного слоя – и на поверхности появится цементная пленка, сцепление будет нарушено. Е.В. Вучетич организовал беспрерывную круглосуточную доставку бетона. У водителей был ровно час, чтобы загрузиться и доехать от завода в 38 километрах от Мамаева кургана до стройплощадки. Чтобы выдержать график, машины помечали особыми знаками, водителям было позволено нарушать правила дорожного движения и даже проезжать на красный свет. Порядок обеспечивал специально вызванный полк гражданской обороны…
Без малого четверть века насчитывает история возведения мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Трижды за это время поменялось руководство страны: конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен в 1944 году по распоряжению И.В. Сталина, приказ о начале строительства подписал в январе 1958 года Н.С. Хрущев, а на открытии в октябре 1967 года присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
В процессе стройки неоднократно менялся облик мемориала. Изменилось даже название: первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на другом – памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». «Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» – говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.
Изменилась и композиция главного монумента – изначально предполагалось, что меч Родине-матери будет протягивать коленопреклоненный солдат. Но скульптор изменил проект уже после утверждения «сверху». Солдат не мог никому передать свой меч, – говорил Вучетич, – ведь война еще не закончилась, а фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.…Уже после смерти Мастера (Вучетич скончался в 1974 году) скульптор Л.Н. Головницкий и архитектор Я.Б. Белопольский воздвигли в Магнитогорске величественный монумент «Тыл – фронту», завершив тем самым триптих Великой Победы: на Урале рабочий передает солдату выкованный меч, в Сталинграде этот меч в руке Родины-Матери взметается над полчищами захватчиков, и наконец в берлинском Трептов-парке победивший солдат-освободитель опускает меч, прижимая к груди спасенного ребенка.
1Л.В. Землякова, ст. научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва». Создатели монумента «Родина-мать зовет!»: ученый и конструктор Николай Никитин. Журнал «Учебный год», № 4, 2017.
Скульптура «Родина-мать зовёт!»
Скульптура «Родина-Мать» на Мамаевом кургане – безусловно, самая узнаваемая достопримечательность Волгограда. Очертания знаменитого монумента известны во всем мире, запечатлены художниками и фотографами, подробности его создания многократно описаны учеными и журналистами.