Проходные Волгоградского тракторного завода и площадь Дзержинского » Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда

Проходные Волгоградского тракторного завода и площадь Дзержинского

Площадь Дзержинского в Волгограде – место знаковое. Если площадь Павших борцов в историческом центре города – средоточие героических традиций (тут и братская могила защитников красного Царицына, и место апофеоза Сталинградской битвы – подвал, где сдался в плен фашистский фельдмаршал Паулюс), то площадь Дзержинского – средоточие традиций трудовых, памятник ушедшей эпохе строительства социализма и коммунизма и стране, которая их строила. Эту несуществующую ныне страну можно боготворить или проклинать, можно любить ее или ненавидеть. Нельзя одно – забывать!

Аэро-видеосъемка

Видео 360 градусов

…12 июля 1926 года на церемонии закладки Сталинградского тракторного завода никто и предположить не мог, что со временем пустырь перед воротами предприятия превратится в центральную площадь Тракторозаводского района города. Собственно говоря, и района-то никакого еще не было – бараки да землянки.

Но… «партия сказала: надо» – в декабре 1925 года XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) провозгласил курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране и превращение этой страны из аграрной в индустриальную – и всего через четыре года в 14 километрах от центра Сталинграда вырос огромный промышленный комплекс. Сам завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен по частям в СССР и за 6 месяцев собран под наблюдением американских инженеров во главе с руководителем строительства Джоном Найтом Калдером.

А на площади сама собой образовалась транспортная развязка – сюда стекались три улицы и подходила железнодорожная ветка, ведущая на Верхний поселок. К тому времени завод и, соответственно, площадь перед ним уже носили имя Ф.Э. Дзержинского, который, будучи председателем ВСНХ СССР1, в докладе на III Всесоюзном съезде Советов, собственно, и выдвинул предложение о строительстве в стране специализированных тракторных заводов.

20 июля 1926 г. «железный Феликс» скончался, и его имя было присвоено еще строящемуся заводу. В 1934 году именем Ф.Э.Дзержинского была названа улица Красная, берущая начало от предзаводской площади, а в 1936-м перед воротами завода был воздвигнут памятник пламенному революционеру, борцу с контрреволюцией и организатору советской промышленности (скульптор – С. Меркуров, архитектор – Д. Ершова).

Четырехметровая бронзовая фигура выступающего перед народом Дзержинского установлена на облицованном черным гранитом постаменте, который в свою очередь покоится на пятиступенчатом стилобате2 из плит серого гранита.

А в градостроительных планах того времени площадь уже представала как единый архитектурный ансамбль, все здания на ней строились по индивидуальным проектам, и ныне являются памятниками истории и культуры.

Так, здание школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) было возведено в 1932 году в модных тогда конструктивистских формах, а в 1947–48 годах реконструировано в духе упрощенной неоклассики по проекту архитектора Я.Н. Додицы. По сведениям сотрудников музея Сталинградского тракторного завода, до войны здесь располагалось 1-е ремесленное училище завода. В 1950 году на базе училища был создан Сталинградский вечерний машиностроительный техникум, впоследствии реорганизованный в Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина.

В том же стиле упрощенной неоклассики выстроено в 1936 году и здание школы имени Сталина (ныне – инженерно-технический лицей № 3). Проект создавался в первой мастерской Московского архитектурного института (автор проекта – архитектор М. Сергеев, руководитель – И. Николаев). В дни Сталинградской битвы школа была практически полностью разрушена. После войны здание восстановили, но уникальные росписи работы художников В. Эльконина и С. Соколова, к сожалению, утрачены безвозвратно.

В начале 1941 года Сталинградский тракторный приступил к серийному выпуску танков Т-34, дизельных двигателей В-2 и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ. Начавшаяся война разорвала все связи с эвакуированными предприятиями отрасли, и все комплектующие СТЗ делал самостоятельно.

8 февраля 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству танков и танковых моторов завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После массированной бомбардировки 23 августа 1942 года фашисты пытались пробиться в город с севера, вдоль Волги, но атака была отражена бригадой рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода (командир бригады – инженер-технолог Николай Леонтьевич Вычугов).

С 23 августа по 13 сентября 1942 г. заводчане под непрерывными бомбежками, шквальным артиллерийским и минометным обстрелом собрали и отремонтировали 200 танков и 600 тягачей.

После окончания Сталинградской битвы, в 1943 году, перед центральной проходной завода был установлен танк Т-34. Шесть лет спустя, в 1949-м, «тридцатьчетверку» подняли на облицованный черным полированным и серым колотым гранитом постамент, надпись на котором гласит: «Танк «Т-34» установлен в память о героических трудовых и боевых подвигах рабочих Волгоградского тракторного завода в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.)».


Грозная боевая машина словно только что миновала монументальную колоннаду центральных заводских проходных. Восьмиколонный портик , соединяющий два корпуса заводоуправления, возведен в 1953–55 годах (архитектор – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор архитектуры, профессор И.С. Николаев).

На центральных колоннах размещены мемориальные доски. На левой высечена звезда с георгиевской лентой, оливковая ветвь и надпись: «2 февраля 1943 года территория завода была полностью очищена от гитлеровских полчищ частями 226 и 299 стрелковых дивизий 66 армии»; на правой – «Здесь стояли насмерть и победили герои 37-й Гвардейской стрелковой дивизии генерала В.Г. Жолудева. Октябрь 1942».

К двум зданиям заводоуправления примыкают четырехэтажные корпуса, на торцах которых, обращенных к площади, размещены мозаичные панно «Завод-труженик» и «Завод-солдат», созданные в 1973–1980 годах волгоградским художником П.Ф. Шардаковым при участии архитектора Б.А. Геккера.

Только вот самого завода – труженика и солдата – больше нет. Первенец советских пятилеток ненадолго пережил породившую его страну. В 2005 году Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. В 2017-м губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров признал, что ВгТЗ фактически больше нет, работает лишь малая его часть – ООО «Волгоградская машиностроительная компания», входящая в госкорпорацию «Ростех» и выпускающая главным образом военную технику. 

Бывшее заводоуправление новый собственник сдает в аренду под офисы, а там, где высились корпуса многочисленных цехов, городские власти намереваются строить то ли жилые дома, то ли торговые центры, то ли новый завод…

_____________________________________________________________

 Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) – в 1917–32 центральный государственный орган РСФСР по управлению народным хозяйством. С образованием СССР – объединенный (союзно-республиканский) наркомат.

2 В современной архитектуре – верхняя часть ступенчатого цоколя здания или общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий.


Местоположение:

© 2020-2021, “Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда”.