Почтенный клирик справедливо указывал на то, что на прилегающих к часовне территориях за последние годы поселилось около трех тысяч человек, и вверенный его попечению храм Вознесения Господня уже не справляется с наплывом прихожан, а других церквей в зацарицынской части города нет.
Сообщая в письме от 27 марта на имя городского головы о своем ходатайстве, отец Иоанн обращался к городским властям с просьбой принять кладбище на баланс города и профинансировать строительство нового храма[1].
Духовные потребности, как известно, при любой власти финансируются по остаточному принципу, и Царицынская городская дума в прошении отказала «по неимению на этот предмет свободных сумм»[2].
Так что храм во имя Казанской иконы Божией Матери пришлось возводить, как сейчас говорят, «методом народной стройки», то есть на пожертвования верующих горожан.
Сбором денег занимался созданный в сентябре 1893 года попечительский совет, в состав которого вошли инженер-механик Н. Н. Алафузов, донской казак В. П. Бондарчук и купцы А. Д. Каменьщиков, П. Т. Климов и Е. П. Штыков.
Необходимые средства – около 30 тысяч рублей – собрали меньше чем за год, и 29 августа 1894 года в основание будущего храма ложится первый камень. Во всяком случае, эту дату называет волгоградский краевед Роман Шкода. Он же утверждает, что автором проекта будущей церкви является саратовский архитектор Михаил Николаевич Грудистов. А вот профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор филологических наук В.И. Супрун пишет, что «закладка состоялась в 1896 году,… автор же проекта остается неизвестным»[3].
Кстати, тот же Р. Шкода полагает, что прообразом спроектированного М.Н. Грудистовым царицынского храма послужил Александро-Невский собор – русская посольская церковь в Париже.
Так или иначе, но 23 августа 1899 года епископ Саратовский и Царицынский Иоанн (Кратиров) освятил вновь построенную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
Первоначально кирпичное здание собора было возведено в форме креста, построено в русском стиле в традициях новгородской школы, достигало в высоту 17 саженей (около 36 метров – приблизительно высота 12-этажного дома) и вмещало до тысячи человек.
Впрочем, очень скоро выяснилось, что на царицынской Дар-горе прихожан поболее, чем в Париже, и уже в 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней, а напротив храма, на улице Елецкой размещается трехгодичная церковно-приходская школа для девочек.
От разрушения после революции церковь спасло, по-видимому, то, что располагалась она в стороне от центральных улиц и площадей и не мозолила глаза воинствующим атеистам – большевики ограничились изъятием церковных ценностей.
Действующим храм остается до конца 30-х годов, хотя священников одного за другим арестовывают и приговаривают к длительным срокам заключения.
15 декабря 1939 года Казанскую церковь все же закрывают, а помещения переоборудуют под… хлебозавод.
Вновь открылся храм 27 июля 1945 года. Слово «открылся» в данном случае означает лишь то, что жестоко искалеченному фашистскими бомбардировками зданию вернули статус церкви. От нарядного архитектурного ансамбля осталась лишь обгорелая коробка, которую в апреле 1946 года передали верующим.
Ремонтными и реставрационными работами руководил тогдашний главный архитектор Сталинграда Василий Николаевич Симбирцев.
Поставлять стройматериалы по государственным расценкам горсовет по понятным причинам отказался – город в развалинах, люди в землянках живут; и верующие «Христа ради» собирали деньги на улицах и базарах. Впрочем, это «попрошайничество» власти быстро и решительно пресекли.
Первая служба в частично восстановленном храме состоялась на Вербное воскресенье 1946 года. Приехавший в Сталинград в июне 1949 года Святейший Патриарх Алексий I уже смог посетить отремонтированную трапезную и вновь пристроенный придел во имя Николая Чудотворца.
Оформляли собор инженер-художник городского театра Ремезов, инженер Сталинградтракторостроя Трисмегистов и московская бригада художников под руководством Хорохоша, иконы писал К.С. Сархош.
30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I храм во имя Казанской иконы Божией Матери возводится в ранг соборного и становится главным кафедральным храмом Сталинграда-Волгограда.
В 2005 году началась полномасштабная реставрация внутреннего убранства собора – восстановление стен, замена живописных изображений, иконостаса.
А четыре года спустя, в 2009-м, строители и реставраторы приступили к работам по восстановлению исторического облика собора. Выстроены прежде утраченные четыре шатровых купола на четверик (четырехгранный объем в русской деревянной и каменной архитектуре) храма; центральный луковичный купол и завершение колокольни также были заменены на купола шатрового типа.
А во дворе храма разбит небольшой сквер с детской площадкой – оазис душевного покоя в кипящей суете большого города.
[1] А.В. Материкин Очерки истории Царицынской Городской Думы
[2] ГАСО. Ф.1 Оп.1. Д. 5127. Л.116-116 об.
[3] В. И. Супрун, С. М. Иванов. История собора. https://volgograd-sobor.ru/istorija-sobora/
Казанский собор
Весной 1892 года священник Вознесенской церкви (построена в 1864 году на том месте, где сейчас располагается Ворошиловский торговый центр) о. Иоанн Никольский ходатайствовал перед епархиальным начальством о перестройке часовни на Зацарицынском кладбище в церковь.