Мы не случайно употребили звучный и малопонятный большинству архитектурный термин вместо привычного слова «колоннада», поскольку два ряда белоснежных колонн, окаймляющих обращенную к Волге лестницу, – это именно пропилеи, «парадный проход, образованный колоннами, расположенными на каком-либо (главным образом – священном) участке».
…Волгоградской набережной нет еще и ста лет – по градостроительным меркам возраст едва ли не детсадовский. В начале XX века никакой набережной в Царицыне и в помине не было, хотя с развитием парового судоходства и постройкой Грязе-Царицынской железной дороги заштатный уездный город уверенно превращался в крупный торгово-промышленный центр и важный транспортный узел. Нескончаемой чередой по Волге шли караваны барж, груженных зерном и лесом, углем и рыбой, металлом и арбузами. На обрывистый берег, застроенный разномастными лабазами, мастерскими и лавками, грузы затаскивали по дощатым сходням.
Городские власти и пароходные компании предпринимали робкие попытки облагородить прибрежную полосу – выравнивали откосы, высаживали деревья, соорудили деревянную лестницу для пассажиров. Но все это в 1913 году уничтожил бич правобережья Волги – оползень. Геологический комитет – в ту пору главное государственное геологическое учреждение в России – прислал тогда в Царицын профессора Петербургского горного института H.H. Яковлева. Профессор исследовал берега Волги и Царицы, сформулировал рекомендации по их обустройству и даже написал солидную монографию «Об оползнях берега Волги в Царицыне».
В годы первой мировой войны, в лихолетье войны гражданской и послереволюционной разрухи о благоустройстве набережной, разумеется, никто и не помышлял. Зато в 30-е годы за нее взялись всерьез: снесли лабазы и пакгаузы, озеленили откосы, заасфальтировали проезд от устья Царицы до здания водокачки. Заодно сровняли с землей три церкви – Иоанно-Предтеченскую, заложенную еще в 1589 году основателем Царицына воеводой Григорием Засекиным; Троицкую, где в 1722 году сам император Петр I отстоял литургию; и главную соборную церковь Царицына –Успенскую.
К середине 30-х годов Сталинградская набережная уже считалась лучшей в Поволжье. В 1932 году принял первых пассажиров новый речной вокзал. Архитектор Виктор Ильич Кочедамов так вписал изящное, выстроенное в стиле конструктивизма здание в рельеф склона, что со стороны Волги в нем было четыре этажа, а с набережной – три. Красавец-вокзал, увы, прослужил недолго – всего через три года очередной оползень снес его в реку.
Но нет худа без добра – катастрофа заставила наконец приступить к масштабным геодезическим исследованиям волжского берега, результаты которых легли в основу всех последующих проектов благоустройства набережной.
Кстати, тот же Виктор Кочедамов в 1935 году предложил центральным сооружением, смысловой доминантой всего прибрежного комплекса сделать парадную лестницу (в духе того времени – со скульптурой Сталина наверху).
Не успели. Вместо гранитных ступеней в декабре 1942 года здесь проложили деревянную переправу для танков.
А лестницу построили десять лет спустя. Проект восстановления сталинградской набережной разработала творческая группа института «Ленгипроречтранс» (руководитель – главный архитектор Сталинграда Василий Симбирцев, архитекторы – Израиль Фиалко, Эмилия Богод, Валентина Макаренко и др.).
В ноябре 1951 года архитектурно-технический совет при исполкоме Сталинградского горсовета обсудил три варианта проекта центральной лестницы, которая должна соединить нижнюю и верхнюю террасы набережной. Предполагалось, что она будет выстроена из гранита на железобетонном основании, оформлена барельефами, скульптурами и другими украшениями.
В январе 1952 года бригады треста «Сталинграджилстрой» приступили к устройству котлована под фундамент лестницы. Строителям предстояло «перелопатить» 45 тысяч кубометров земли, уложить 2000 кубометров бетона и 3500 погонных метров гранитных ступеней, облицевать гранитом более 1000 квадратных метров поверхности.
Серый гранит для ступеней везли из Жежелевского карьера Винницкой области (Украина).
В начале мая 1952 года бригада каменщиков завершила кладку девятиметровых колонн в верхней части парадной лестницы.
В конце июня того же года секретарь Сталинградского горкома ВКП(б) К. Некрасов докладывал: «…Завершается сооружение гранитной лестницы шириной в 40 метров. Это – парадный вход в город со стороны Волги. Лестница имеет 9 маршей, 8 площадок, 104 ступени. На ее верхней площадке устанавливаются колонны с красивыми лепными украшениями.…».
А месяц спустя газета «Сталинградская правда» писала: «…Вечером 24 июля 1952 года были разобраны все строительные леса, разгорожены временные заборы на берегу Волги, – и взору сталинградцев предстала во всем величии и красоте, одетая в гранит и зелень, первая, центральная часть преображенной набережной…».
Пропилеи на набережной
Какой путеводитель ни открой, на какой туристический сайт ни загляни, раздел, посвященный Волгограду, всегда открывают два изображения – монумент Родины-Матери на Мамаевом кургане и пропилеи на Центральной набережной.