DataLife Engine > --- > Воинский эшелон

Воинский эшелон

Будем помнить
Рельсы к Сталинграду
И вагонов бесконечный хвост,
Будем долго помнить, как снаряды 
Машинист израненный довез!
Будем помнить эти перегоны,
Где пылали долгие бои,
Чтоб вернуть Земле
Освобожденной
Широту советской колеи!

С. Кирсанов

Площадь вокруг музея-панорамы «Сталинградская битва» изначально задумана и поныне существует как неотъемлемая часть музейной экспозиции. Здесь размещена постоянно действующая выставка образцов боевой техники – пушки, танки, самолеты. И предмет восторга приходящей детворы – настоящий паровоз с платформами и вагонами.


Казалось бы, «допотопный» локомотив никак не вписывается в разряд боевой техники. Однако без его участия и пушки бы не стреляли, и самолеты не летали, и танки не сдвинулись бы с места.


«Войсковое хозяйство – побольше колхоза. Войско не может быть без подвоза. – писал в 1943 году поэт-фронтовик Семен Кирсанов в «Заветном слове Фомы Смыслова», серии лубочных листовок, популярных на фронте не менее знаменитого «Василия Теркина». – Вот и привозят для нас – из Сибири муку, бензин из Баку, с Урала боеприпас. Не долго в немца снаряд послать, а долго к орудью снаряд переслать. Патрон-то – он весит немного, а надо возить не один миллион, не коротка и дорога».

Подсчитано, что во время Великой Отечественной войны по железным дорогам СССР ежедневно передвигалось более 1700 эшелонов с войсками и примерно 9000 транспортов с вооружением и боевыми припасами.

В дни Сталинградской битвы такие вот чумазые трудяги под непрерывными бомбежками (фашистские лётчики совершили на железные дороги Сталинградского направления около 60 тысяч налётов и сбросили 90 тысяч бомб) доставили для частей Красной Армии более 340 тысяч вагонов с техникой, боеприпасами, горючим и продовольствием.

Идея увековечить подвиг героев-железнодоржников кочевала по инстанциям много лет. «Звезды сошлись» в 2008 году. На встрече ветеранов Волгоградского отделения Приволжской железной дороги с президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным было наконец принято решение создать мемориальный комплекс «Воинский эшелон» из паровоза и вагонов довоенной постройки.

В том же году в груде предназначенного на переплавку металлолома на заводе «Красный Октябрь» случайно обнаружили паровоз Эр, построенный в Луганске в 1935 году (во время Великой Отечественной войны паровозами этой серии в основном комплектовались колонны особого резерва наркомата путей сообщения для доставки военных грузов к линии фронта). Именно этот локомотив во время войны эксплуатировался на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге.


И в середине июня 2009 года на постамент с рельсами у музея-панорамы «Сталинградская битва» в торжественной обстановке «въехал» воинский эшелон – отреставрированный паровоз и четыре вагона.

Перед составом установили семафор, с 1938-го по 2008-й год «служивший» на станции Паромная, и колонку для заправки водой. 

Легендарную «теплушку» оборудовали печкой-буржуйкой, керосиновыми фонарями и лежаками, На открытой платформе для перевозки техники в разное время устанавливали «катюшу» и танк Т-34, а на бортовой платформе – полевую кухню и пушку ЗИС-3.

В 2020 году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне к «Воинскому эшелону» добавился раритетный санитарный вагон 1938 года выпуска. Такие вагоны во время войны входили в состав санитарных поездов, эвакуировавших раненых в тыл. Тематическая экспозиция в вагоне рассказыывает о том, как перевозили раненых и оказывали им медицинскую помощь. И водят туда не только туристов, но и студентов-медиков.






Вернуться назад