Храм святого Николая и «Сталинградская мадонна»
Священник молился. А его руки, умелые руки хирурга и художника, тем временем набрасывали на обороте старой географической карты очертания женского лица. Нет, не лица – лика святой Девы Марии. На рисунке, сделанном кусочком угля, Богородица прижимает к себе и укрывает платком младенца Иисуса Христа. Вокруг фигур надписи на немецком языке: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в «котле». Крепость Сталинград. 1942».
Потеряв всякую надежду на спасение, доктор Ройберт пишет жене: «Пусть Сталинградская Мадонна станет для нас символом того, что после всех наших смертельных переживаний мы хотим любить еще более горячо и искренне жизнь, понимая – жить можно только тогда, когда она есть: сияюще чистая и нежно теплая».1
Это письмо и рисунок 13 января 1943 года на последнем самолете вывез из окружения друг художника – тяжелораненый полковник Вильгельм Гроссе. Сорок лет спустя дочь Курта Ройберта Утта Толкмитт передала икону в протестантскую мемориальную церковь кайзера Вильгельма в Берлине, где она находится и сейчас.
14 ноября 1990 года «Сталинградская Мадонна» была освящена церковными иерархами разных христианских конфессий: настоятелем англиканского Кафедрального собора Ковентри Джоном Петти, епископом Западного Берлина Мартином Крузе и архиепископом Вольским и Саратовским Пименом (Хмелевским). В соборе Ковентри икона хранится в Часовне Тысячелетия, а в Волгограде – в католическом храме Святого Николая.
Примечательно, что во имя святого Николая Мирликийского волгоградский храм был освящен лишь после реконструкции в конце 90-х годов прошлого века, а до того именовался церковью Успения Пресвятой Девы Марии. Элегантное здание в псевдоготическом стиле было построено в 1899 году из обожженного кирпича на каменном фундаменте. Возводили храм на средства прихожан (католическая община в Царицыне в ту пору насчитывала несколько сот человек), причем львиную долю пожертвований составил взнос архиепископа-митрополита Ежи (Георгия) Шембека, якобы замаливавшего таким образом грехи беспутной молодости.
После Октябрьской революции церковное имущество было частью национализировано, частью попросту разграблено – пропали мощи святого апостола Петра, бесследно исчезли золотые и серебряные сосуды. То, что осталось, в 1921 году было описано и включено в соглашение об аренде, заключенное общиной с городскими властями.
Однако арендные платежи и налоги с каждым годом становились все непосильней, а надзор за священнослужителями – все пристальней. Настоятелей храма одного за другим арестовывали и приговаривали к длительным срокам заключения. Отец Иоганн (Иван Андреевич) Циммерман был арестован трижды и в конце концов 17 августа 1938 года расстрелян в Карла́ге (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь).
В 30-е годы Саратовский деканат Тираспольской римско-католической епархии, куда входила сталинградская община, был фактически разгромлен, и 17 апреля 1935 года церковь Успения Пресвятой Девы Марии ликвидировали. В здании разместилась сначала школа, затем клуб Осоавиахима, следом – клуб железнодорожников.
Во время Сталинградской битвы церковь оказалась на направлении главного удара фашистских войск (отсюда – от нынешней улицы Пражской – всего несколько сот метров до легендарного дома Павлова и руин мельницы Гергардта).
Разрушенное практически до основания строение после войны восстановило Управление строительно-восстановительных работ Сталинградского отделения железной дороги, чтобы вновь открыть клуб железнодорожных строителей. К 1949 году здание вновь перестроили – разобрали шпиль колокольни, в проеме большого круглого окна на фасаде выложили кирпичом надпись «ЖД клуб им. Жданова»2
Железнодорожники – надо отдать им должное – содержали очаг культуры в более или менее пристойном состоянии. В отличие от городских властей, которые, вознамерившись разместить там то ли кукольный театр, то ли центр технического творчества, от благих намерений вскоре отказались, а здание бросили на произвол судьбы – даже от слова «Жданова» на фасаде через несколько лет осталось только «…ова».
К 80-м годам строение обветшало настолько, что его чуть было вообще не снесли. Однако ветер перестройки поменял умонастроение властей предержащих, и в 1991 году храм Успения Пресвятой Девы Марии вернули законному хозяину – Католической церкви.
За последующие пять с небольшим лет заброшенные развалины (иначе не скажешь) преобразились: в храме было отремонтировано центральное отопление и благоустроены подвальные помещения, появились три новых колокола, установлен электрический орган, на прилегающей площади высажены цветы и деревья.
Средства, необходимые для восстановления полуразрушенного здания, собрали прихожане-энтузиасты из разных стран, в числе которых оказалось немало бывших солдат германского вермахта.
«6-го сентября 1993 года я вместе с Алоисом Бергером, Францем Гринингером и другими основал официально зарегистрированное сообщество для строительства церкви в Волгограде. Наш замысел мы решили реализовать через публичные пожертвования… и привлекли к проекту по строительству церкви бывших солдат Сталинграда»3, – вспоминал один из инициаторов возрождения костела Карл Приллингер.
4 мая 1997 года храм был освящен во имя святого Николая Мирликийского, а в 1999 году было торжественно отмечено его столетие.
В алтаре церкви помещены частицы мощей Св. Николая, привезенные из храма святителя Николая Чудотворца (русская церковь в итальянском городе Бари, где хранятся мощи святого), и образ Сталинградской Божией Матери – копия рисунка, сделанного священником Куртом Ройбертом рождественской ночью в дни битвы за Сталинград.
1Madonna im Kessel (нем.). www.kirche-im-wdr.de. Дата обращения: 1 декабря 2020.
2Андрей Александрович Жданов – советский партийный и государственный деятель. Член Политбюро ЦК ВКП с 1939 года. С 1934 года секретарь ЦК ВКП и член Оргбюро ЦК ВКП, член ЦК ВКП с 1930 года
3Спасение и примирение «Сталинградской Мадонны». https://riac34.ru/news/92464/
Вернуться назад