DataLife Engine > --- > Новый экспериментальный театр

Новый экспериментальный театр

– Хоть и озаглавлен этот текст «Новый экспериментальный театр» – не верь глазам своим. Ибо НЭТ (незаурядный, кстати, театр, не хуже иных столичных) в данном случае – не более чем вывеска на фронтоне здания, занимающего значимое и знаковое место как на карте города, так и в его истории…

В начале XX столетия Царицын – восходящая звезда среди уездных городов Российской империи. Численность населения перевалила за сто тысяч человек, работают больше двухсот фабрик и заводов, представлены крупнейшие столичные банки. Годовой оборот местной биржи превышает 100 миллионов рублей. По освещенному электрическими фонарями центру города ходит трамвай, горожане пользуются телефонной связью.

Царицынские купцы и промышленники ворочают миллионами и, не скупясь, жертвуют немалые суммы на благотворительность. Константин Воронин на собственные средства построил больницу – ныне это областная клиническая больница № 1. Братья Серебряковы организовали сиротский приют и подарили городу двухэтажное благоустроенное здание для проживания бедных семей, а купец Репников передал собственный роскошный особняк Мариинской женской гимназии и вложил более 100 тысяч рублей в строительство Дома науки и искусств.О нем и речь.

«Цель постройки названного Дома, – сказано в заявлении, поступившем в конце 1912 года в Царицынскую городскую думу от Августы Константиновны и Александра Александровича Репниковых, – направлена к тому, чтобы в Царицыне, по возможности, сконцентрировать все культурные учреждения города, оказать посильную помощь запросам населения и развить вкусы ко всему изящному».

На строительство супруги Репниковы пожертвовали 40 тысяч рублей. Чтобы по достоинству оценить размер этого и последующих вложений, стоит заметить, что на 1 сентября 1914 года братья Репниковы – владельцы торгового дома «Наследники Репникова» – совместно владели в Царицыне недвижимым имуществом на 74 735 рублей.

2 июня 1913 года в Ново-Скорбященском (ныне – Комсомольском) сквере состоялась торжественная закладка Дома науки и искусств. Во время церемонии Александр Александрович заявил о дополнительном даре в 50 тысяч рублей. 

Недостающие средства – общая стоимость строительства должна была по расчетам инженера Васильева (в некоторых источниках – Василькова) составить 130 тысяч рублей – обязалась внести городская казна. 

Строители, как водится, в смету не уложились, и в конце апреля 1914 года Репников пишет в городскую управу: «…желая в возможно непродолжительное время закончить постройку «Дома науки и искусств», я предлагаю городу принять от меня дар в пятьдесят тысяч (50 000) рублей на достройку названного Дома». 

Деловая хватка матерого купца (а Репникову, между прочим, принадлежали трехэтажная гостиница, ресторан, мануфактура и крупный магазин готовой одежды) вкупе с бесперебойным финансированием делают невозможноестроительство уникального для того времени по архитектуре, размерам и инженерным конструкциям здания завершается за два с половиной года.

20 декабря 1915 г. на торжественное открытие Дома науки и искусств съезжается весь царицынский бомонд, прибывают почетные гости из губернского Саратова и даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Царицынские газеты восторженно описывают убранство великолепного дворца: «Четыре массивные колонны поддерживают портал с лепным изображением лаврового венка. Высокая гранитная лестница ведет к парадному входу, а внизу, как бы охраняя его, застыли огромные белые львы. Две двери, справа и слева, ведут, по замыслу автора проекта, одна — в мир науки, другая – в мир искусств. По бокам фасада уставлены барельефные изображения. Фронтон украшают скульптуры греческих богов[1]».

Большой зрительный зал (есть еще и малый) вмещает 1100 человек. По замыслу создателей, в многочисленных помещениях должны разместиться краеведческий музей, классы Императорского музыкального общества, городская библиотека, четыре аудитории, лекционный зал, художественные классы, школа для глухонемых, склад учебных пособий и астрономическая станция

И разместились. И работали. Успешно, но, увы, недолго. Грянули революции – Февральская, за ней Октябрьская, и под грохот пушек музам пришлось умолкнуть – в здании поначалу разместился городской Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время гражданской войны развернулся военный госпиталь.

Однако уже в марте 1918 года по решению Общества народных университетов (отдел Совета, отвечающий за развитие культуры) в «Доме науки и искусств» был создан народный театр. Бывший купец 1-й гильдии А.А. Репников, лишенный новой властью капиталов и всего имущества, служит в театре заведующим финансовым отделом. То ли в том же 1918-м, то ли в 1920-м (точная дата неизвестна) Александр Александрович умирает от тифа. Похоронили «профессионального благотворителя», как его называли в Царицыне, в ограде Сергиевской церкви, возведенной им в 1908 году после трагической гибели сына Сергея. Церковь в 30-х годах снесли, на этом месте на улице Двинской сейчас стоит жилой дом.

С октября 1922 года театр называется музыкально-драматическим, а с 1933-го – Сталинградским краевым (с 1954 года – областным) драматическим имени М. Горького (чести носить имя великого писателя театр удостоился еще в 1929 году, после визита Горького в Сталинград).

Разрушенное в дни Сталинградской битвы здание удалось восстановить только в 1952 году. Архитектор Н.П. Куренной пристроил к фасаду восьмиколонный портик, а к боковому и дворовому фасадам пристроил сценическую и артистическую части.

В 70-80 годы театр претерпел несколько этапов реконструкции инженерно-технического оборудования, в ходе которой зрительный зал уменьшился почти вдвое (до 600 мест).

В 1988 году труппу театра, истерзанную внутренними конфликтами, расформировали, драмтеатр им. Горького закрыли, а здание отдали вновь созданному Новому экспериментальному театру.

Но это уже совсем другая история.

Вместо постскриптума

Летом 2020 года министр культуры РФ Ольга Любимова обсудила с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым планы реконструкции здания НЭТа. К 2023 году «Дому науки и искусств» планируется вернуть исторический облик. Поживем – увидим.

[1] Лепные и скульптурные работы произведены под руководством Л. Д. Кравчунаса.




Вернуться назад