Среди воинских памятников Волгограда этот скромный кораблик, навечно пришвартованный на волжском берегу, занимает сегодня не самое заметное место. А было время – каждый проходящий теплоход приветствовал его протяжным гудком…
Его спустили на воду в 1903 году. Сормовские корабелы по заказу пароходных компаний «Русь», «Нобель» и «Кавказ и Меркурий» меньше чем за два года спроектировали и построили уникальное по тем временам пожарно-спасательное судно: два мощных двигателя; стальной корпус; поршневые насосы, способные подавать до четырех тысяч кубометров воды в час…
Раскошелиться судовладельцев заставил страшный пожар на Царицынском рейде 12 июня 1901 года. Маневренного флота, способного бороться с огнем, в Царицыне не было, и огонь уничтожил десятки груженых барж, дотла выгорели три завода и два поселка.
«Царев» – так назвали корабль – оправдал надежды создателей: за последующие полтора десятка лет нет сведений о сколько-нибудь значимых катастрофах. Значит, тонущие корабли удавалось спасать, а пожары – вовремя тушить.
Революция и гражданская война сделали и без того нелегкую службу «Царева» еще трудней и опасней. В марте 1918 года бандиты подожгли два пассажирских парохода. Намеревались спалить весь караван – полтораста зимовавших в затоне судов. Но мужество и сноровка экипажа, помноженные на мощность царевских насосов, в считанные часы подавили огненную атаку. За отвагу его наградили именным оружием – установили на палубу пушку и пулеметы и отправили на передовую. Быстроходный и маневренный, «Царев» перевозил красноармейцев, сопровождал суда с оружием, эвакуировал раненых.
В январе 1920 года битва за Царицын завершилась победой Красной Армии, и «Царев» вернулся к работе «по специальности» – тушить пожары. В 1926 году его переименовали – он официально стал «Гасителем».
А потом снова была война - Великая Отечественная. И снова «Гаситель» вытаскивал из огненного ада танкеры с мазутом и баржи с боеприпасами, под бомбами и снарядами переправлял через Волгу бойцов и мирных жителей. В сентябре 1942 года его капитан Петр Воробьев был награжден орденом Красного Знамени, а в октябре «Гаситель» не вернулся из боя – затонул неподалеку от Сарепты.
Когда весной 1943-го корабль подняли со дна Волги, в его корпусе насчитали около трех с половиной тысяч пробоин. Будь он человеком, ему дали бы инвалидность и отправили на заслуженный отдых. А он проработал еще 23 года. И продолжал служить даже после официального списания – его не пустили на металлолом, а затопили напротив Центральной набережной, превратив в водоотбойную дамбу.
В середине 70-х его вновь извлекли из воды, отреставрировали и подняли на гранитный постамент. И каждый проходящий теплоход приветствовал его протяжным гудком, отдавая дань памяти мужественным защитникам Красного Царицына, героям обороны Сталинграда и тысячам безвестных тружеников, строивших город и поднимавших его из руин.
Судьба парохода «Гаситель» - это не просто один из эпизодов славной истории Царицына-Сталинграда-Волгограда, это олицетворение той самой связи поколений, о которой не раз говорил Президент России. «Неразрывная связь поколений, — сказал В.В. Путин, - наше огромное национальное богатство. В нем сила и достоинство России»
Постскриптум
Среди воинских памятников Волгограда этот скромный кораблик занимает сегодня не самое заметное место. Навечно пришвартованный на волжском берегу, в стороне от популярных туристских маршрутов, он явно обделен заботой властей, в которой очень нуждается. Негоже ведь ветерану терпеть облупившуюся краску, пятна ржавчины и художества вандалов – команда «Гасителя» такого не допустила бы…
Пароход "Гаситель"
Гаситель (до 1926 года — Царёв) — пожарно-спасательный катер, спущенный на воду в 1903 году, принимал участие в Гражданской войне и Сталинградской битве, в настоящее время является частью памятника волжским речникам