Синагога Бейт-Давид » Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда

Синагога Бейт-Давид

После разрушительных пожаров 1727–28 годов царицынским погорельцам выделили для строительства домов землю за судоходной в то время рекой Царицей, бывшей естественной границей тогдашнего города. Необжитые прежде пустыри и овраги довольно быстро превратились в более или менее благоустроенное предместье, куда (щи пожиже, да цена пониже) начал стекаться пришлый люд – астраханские казаки и татары, мордва и евреи.

Аэро-видеосъемка

Видео 360 градусов

И так, по-видимому, случилось, что на пространстве между нынешней площадью Чекистов и жилым комплексом «Волжские паруса» образовался, так сказать, «еврейский квартал»место компактного проживания «лиц иудейского вероисповедания». Документальных свидетельств этому нет, но чем иначе объяснить, что именно здесь, на перекрестке улиц Балашовской и Касимовской (сейчас на этом месте – двор дома № 2 по улице Циолковского) 17 октября 1888 года открылась первая в городе синагога.

Здание, скорее всего, было деревянным, и вскоре поблизости, на улице Балахнинской, возводится каменное строение, где размещается еврейская школа (школа-синагога). Впрочем, раввин Залман Иоффе уверен, что первая царицынская синагога располагалась именно в этом здании, о чем, по его мнению, свидетельствуют выложенные из кирпича шестиконечные звезды Давида (Маген Давид), сохранившиеся на фасаде по сей день.

 Как бы то ни было, но двадцать с лишним лет тот ли, этот ли дом или оба вместе были духовным и религиозным центром еврейской общины Царицына, которая в начале XX века разрослась и разбогатела настолько, что смогла себе позволить строительство второй синагоги, в центре города, на нынешней улице Порт-Саида

За последующие два десятка лет еврейское население Царицына-Сталинграда увеличилось вдвое, но пришедшие после Октябрьской революции к власти воинствующие атеисты сочли, что «закрытие данной синагоги в настоящее время является вполне целесообразным актом и никаких на этой почве осложнений в среде верующих евреев быть не может, т.к. другая, т.е. 1-я синагога вполне может обслужить религиозные потребности еврейского населения», и в 1929 году синагогу закрыли (благо, что не снесли).

13 апреля 1930 г. на заседании президиума Сталинградского окрисполкома было решено «здание бывшей еврейской синагоги передать окрздравотделу для развертывания в нем поликлиники». 

Всевышний (если он, конечно, существует), по-видимому, счел, что телесное здоровье не менее важно, чем духовное просветление, и в восстановленном после Сталинградской битвы здании на улице Порт-Саида по сей день функционирует городская физиотерапевтическая лечебница.

Как складывалась в 30-е годы прошлого века судьба здания на Балахнинской, неясно. Волгоградский краевед Роман Шкода пишет, что «дом эксплуатировался как административное учреждение». 

Есть, однако, свидетельства того, что с 1931 по 1939 год здание синагоги использовалось еврейской общиной в соответствии с договором, заключенным с городским советом Сталинграда. В 1939 году договор (якобы из-за невыполнения условий аренды) не был возобновлен, а здание опечатано. Активисты общины пытались протестовать, но Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил решение Сталинградского облисполкома, и в бывшем молитвенном доме открылся… вытрезвитель.

В дни Сталинградской битвы по улице Балахнинской фашисты пытались прорваться к Волге. На втором этаже синагоги есть мемориальная табличка, которая гласит: «На этой стене сохранились следы ожесточенных боев, которые вели в сентябре 1942 года воины 1-го и 2-го стрелковых батальонов под командованием старшего политрука Алексея Коваленко и старшего лейтенанта Аркадия Груздева 270-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии войск НКВД»….

В 1947 года сталинградский горисполком передал полуразрушенную «коробку» конторе «Горкоопинсоюза» и артели «Трудовик». Артель всего за три месяца разработала проект (автор – архитектор Когтев), а «Горкоопинсоюз» финансировал восстановление здания.

В последующие годы дом не раз менял хозяев и «квартирантов». В конце 80-х годов здесь располагался учебный комбинат «Облпотребсоюза», а в 90-х – жилищно-ремонтное предприятие Ворошиловского района.

В 1999 году вновь присланный в Волгоград раввин Залман Иоффе и раббанит (жена раввина, преподавательница) Яэль Иоффе начали кампанию по возвращению здания синагоги еврейской общине. Вначале речь шла о строении на улице Порт-Саида, но условием возврата было предоставление полностью оборудованного здания для физиотерапевтической поликлиники, что для общины было, разумеется, непосильно. Два года спустя стороны договорились о предоставлении синагоге дома на улице Балахнинской. 

21 июня 2001 года, в память о заслугах Давида Ильича Колотилина, бывшего лидера религиозной еврейской группы, ставшей основой для создания Волгоградской еврейской религиозной общины, общее собрание ВЕРО приняло решение дать синагоге название Бейт Давид (Дом Давида).

Зданию, разумеется, требовался основательный ремонт и реконструкция, но к работам удалось приступить только спустя четыре года. Проект разработали израильский специалист по строительству и убранству синагог Аарон Острайхер и волгоградские архитекторы-реставраторы Сергей Сена и Наталья Бачурина.

Торжественное открытие возрожденной синагоги 20 ноября 2007 года стало заметным событием в общественной жизни региона. Достаточно сказать, что на церемонии присутствовали главный раввин России Берл Лазар и тогдашний губернатор Волгоградской области Николай Максюта.

Сегодня в здании на Балахнинской функционируют, помимо молитвенного дома, образовательный и культурный центры, компьютерный класс и библиотека, регулярно проводятся выставки и массовые мероприятия.

Постскриптум.

Слово «синагога» (собрание) является греческим аналогом словосочетания «бейт кнесет», что в дословном переводе с иврита означает «дом собраний». Не правда ли, похоже на славянское «собор»?

__________________________________

 1ГАВО. Ф. Р-313.Оп. 1. Д.1889. Л. 31.

Местоположение:

© 2020-2021, “Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда”.