Музей-панорама «Сталинградская битва», или Гиперболоид архитектора Масляева

Когда речь заходит о музеях, обсуждение касается, в основном, экспонатов – произведений искусства, документов, памятных реликвий. О зданиях, в которых эти раритеты размещены, упоминают лишь в тех случаях, когда они – здания – сами являются историческими памятниками либо архитектурными шедеврами.

Аэро-видеосъемка

Видео 360 градусов

До статуса исторического памятника здание музея-панорамы «Сталинградская битва» по молодости лет не дотягивает – панораму открыли 8 июля 1982 года, а музей – три года спустя, 6 мая 1985-го, в канун празднования 40-летия Победы.

Признают ли искусствоведы причудливого облика строение на берегу Волги шедевром архитектуры – тоже вопрос времени. Мы же можем только констатировать, что в пору махрового брежневского застоя для того, чтобы задумать и построить здание одного из главных военно-исторических музеев страны в форме, не к ночи будь сказано, «гиперболоида вращения», требовался не только незаурядный талант и творческая смелость, но и смелость гражданская. Тоже, надо сказать, нерядовая.

Впрочем, автор проекта музея-панорамы Вадим Ефимович Масляев рядовым уж точно не был. По табели о рангах – что творческой, что чиновничьей – скорее, генерал. Народный архитектор СССР (к слову сказать, этого звания за всю историю Советского государства удостоено всего 45 человек), главный архитектор Сталинграда-Волгограда с 1958 по 1985 год. По его проектам в городе возведены такие знаковые здания, как главный корпус педагогического института и Дворец труда (Дом союзов) – классический образец так называемого сталинского ампира.

А тут на тебе – гиперболоид. Слава богу, не тот, что изобрел инженер Гарин в фантастическом романе Алексея Толстого, а тот, который, как сказано в учебниках, есть «незамкнутая центральная поверхность второго порядка в трехмерном пространстве». Как-то не очень патриотично звучит…

Злые языки немедленно окрестили творение Масляева «кастрюлей». Вадим Ефимович, надо думать, только в усы усмехался. Эйфелеву башню парижане в свое время тоже как только не обзывали – скелетом, грилем, решетом; а Виктор Гюго так и вовсе сравнил с «чернильной кляксой над городом». Однако же вот она – символ Парижа…

Здание музея-панорамы «Сталинградская битва» символом Волгограда пока не стало, но на обложках путеводителей и страничках туристических сайтов прочно утвердилось как одна из главных достопримечательностей города-героя. Специалисты оценивают его как «лучшее и главное архитектурное произведение Масляева. Здание очень необычной формы, с замечательным предметным планом и лестницей, которую тогда, до эпохи компьютерной техники, едва ли кто-то еще смог бы придумать и нарисовать…»

Кстати, о лестнице. Музей расположен в двух уровнях. На первом находятся фондохранилище, триумфальный и экспозиционные залы, где выставлены такие уникальные экспонаты, как четыре диорамы, посвященные ключевым событиям Сталинградской битвы, снайперская винтовка Василия Зайцева и церемониальный меч, выкованный по специальному указу короля Великобритании Георга VI в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным защитниками Сталинграда.

Второй уровень полностью занимает круговая панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», выполненная авторским коллективом художников Московской студии батальной живописи им. М.Б. Грекова под руководством народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР М.И. Самсонова.

Архитектурный комплекс музея-панорамы включает в себя также руины мельницы им. К. Грудинина (Гергардта), памятник героям Волжской военной флотилии, бюст маршала Победы Г.К. Жукова и размещенную под открытым небом постоянную экспозицию образцов военной техники.

Местоположение:

© 2020-2021, “Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда”.