Музыкальный театр » Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда

Музыкальный театр

С памятниками архитектуры Волгограду не повезло. Незаурядные образцы деревянного зодчества (а в первые три века своего существования Царицын был сплошь деревянным) с завидной регулярностью уничтожались пожарами – только в XVIII веке город четырежды выгорал дотла.

Аэро-видеосъемка

Видео 360 градусов

Возведенные позднее храмы безжалостно сносили до основания идейные борцы с «религиозным дурманом». А своеобразную краснокирпичную застройку купеческого Царицына разметали в пыль варварские фашистские бомбардировки.

То, что чудом уцелело, отстраивали буквально по кирпичику. Порой неумело, но старательно и с любовью.

13 мая 1944 года. Последние залпы Сталинградской битвы отгремели чуть больше трех месяцев назад. Город лежит в руинах. О черкасовском движении еще никто не слышал – на развалины Дома Павлова солдатские жены и вдовы придут только в июне. А рабочие треста «Сталинградстрой» по заказу областного отдела искусств (!) приступают к работам по восстановлению полуразрушенного дома, где во время боев базировалась морская бригада Волжской военной флотилии, а до войны размещался Дворец физкультуры и спорта.

4 ноября 1946 года комиссия Сталинградского горисполкома подписала акт приема и временно «заселила» в здание драматический театр им. Горького. 

В 1952 году драмтеатр дождался завершения реконструкции собственного здания на площади Павших борцов, и в «доме на набережной» после многолетних скитаний по чужим подмосткам наконец обосновался театр музкомедии – нынешний Волгоградский музыкальный театр.

Как говорится, от судьбы не уйдешь – этим стенам на роду было написано встречать нарядную публику огнями рампы, аккордами оркестра и звоном бокалов в театральном буфете. Их ведь и строили в конце XIX века как место встреч членов Общественного собрания – были такие в дореволюционной России «неформальные объединения», создаваемые для общения, отдыха и «культурного времяпровождения» купцов, чиновников и служилой интеллигенции. 

Царицынское собрание 22 ноября 1870 года учредили инженер Хлуденев, ротмистр Корбутовский, участковый мировой судья Попов, коллежский секретарь Зилов, архитектор Арнольд и почетный гражданин города, купец Воронин. 

Своего помещение собрание поначалу не имело, – квартировало зимой в доме Воронина, а летом в театре «Конкордия» в пойме Царицы. Со временем, однако, полку членов клуба прибывало, казна общества наполнялась, и в 1898 году собрание выделило 7 тысяч рублей на строительство собственного здания. В конечном счете постройка обошлась в 17679 рублей 34 копейки, и 20 апреля 1899 года Общественное собрание отпраздновало новоселье.

Через три года деревянный дворец в «русско-византийском стиле» сгорел едва ли не до основания. Впрочем, рачительные хозяева застраховали строение на 14500 рублей, каковую сумму единогласно решили вложить в строительство на том же месте нового каменного здания, стены которого, несмотря на военные «увечья» и многочисленные реконструкции, стоят и поныне.

На внутреннем убранстве и оборудовании тоже особо не экономили. 

В двухъярусном зале на 700 мест давали спектакли местные артисты и столичные гастролеры. 29 сентября 1909 года здесь выступал с концертом Ф.И. Шаляпин. Здесь же открылся первый в городе электро-кинотеатр «Иллюзион», проходили выпускные балы учеников и учениц городских училищ, а также (совсем как в наши дни) частные торжества на широкую ногу для узкого круга. К примеру, миллионер В.Ф. Лапшин в этом здании праздновал свадьбу своей дочери. 

Мемориальные доски на фасаде нынешнего Музыкального театра напоминают о том, что в 1918 году в здании формировались рабочие отряды для защиты города от белогвардейцев, а год спустя состоялось первое собрание коммунистического союза молодежи Царицына

В 20-е годы зданию вернули статус «очага культуры» – здесь функционирует клуб имени Воровского. 

В 1936 году после масштабной перестройки здесь открывается Дворец физкультуры и спорта. Место купеческого сада занимает площадь для проведения массовых мероприятий, а парадный вход обрамляют две статуи – девушка с теннисной ракеткой и девушка с мячом.

А дальше была великая война и великая Победа, огненный ад Сталинградской битвы и возрождение разрушенного города из руин и пепла.

По понятным причинам – времена-то были какие! – качество послевоенной реконструкции здания Общественного собрания оставляло желать лучшего, и в 1960 году после капитальной перестройки и реставрации по проекту архитекторов И.А. Куренного, И.Е. Фиалко и В.С. Макаренко здание обретает современный вид, после чего 30 лет обходится косметическими ремонтами.

В 1990 году городская администрация закрывает театр на реконструкцию, которая фактически начинается только в сентябре 1994-го и заканчивается в октябре 1995 года. Российско-австрийская фирма «Кодис» смонтировала новое сценическое оборудование, дизайнер Александр Лагутин разработал новый облик внутреннего убранства театра. Изменения затронули и внешний вид строения – к северо-восточной стене был пристроен административный корпус.

Кстати, изначально «парадным» фасадом здания Общественного собрания служила вовсе не та его сторона, что обращена к Волге, а именно эта, выходящая в проулок, который ныне соединяет улицы Чуйкова и Советскую. В те времена проулок был улицей, и называлась улица Крайняя. В смысле, последняя. В смысле, когда-то город здесь заканчивался. Дальше была крепостная стена, за которой располагался Бутырский форштадт – предместье, где в конце XIX века было обнаружено самое древнее кладбище Царицына.

Но это уже совсем другая история.

Местоположение:

Вопросы для самопроверки:

© 2020-2021, “Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда”.