Шлюз № 1 Волго-Донского судоходного канала » Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда

Шлюз № 1 Волго-Донского судоходного канала

«Лицом к лицу лица не увидать, – писал поэт. – Большое видится на расстоянье» И чем «большое» больше, тем дальше от него надо отойти, чтобы полюбоваться лесом, а не разглядывать отдельные деревья.

Аэро-видеосъемка

Видео 360 градусов

Так что оценить по достоинству всю грандиозность замысла и гармоничность исполнения комплекса сооружений Волго-Донского судоходного канала можно разве что с космической орбиты.

«Наземные здания Волго-Дона, воздвигнутые на огромной территории протяжением 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений».

Немудрено, что Жак-Ив Кусто, увидев Волго-Дон, назвал его восьмым чудом света. 

…Историки поговаривают, что еще Александр Македонский задумывался о строительстве канала, соединяющего Ра (Волгу) и Танаис (Дон). Однако всерьез за дело взялся только турецкий султан Селим II в 1569 году, но потерпел неудачу – посланный им во главе 22-тысячного войска Касим-паша всего через месяц доложил, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Российский царь Петр I был понастойчивей. Строительство, начатое в конце XVII века, продолжалось четыре года, и, если бы не разорительная для казны война со Швецией, канал вполне мог быть достроен.

То, что не удалось Селиму II и Петру I, реализовал Иосиф Сталин. 

700 тысяч человек с помощью 8000 машин и механизмов за четыре года перелопатили 150 миллионов кубометров грунта, уложили 3 миллиона кубов бетона, соорудили 13 шлюзов, и 31 мая 1952 года на южной окраине возрожденного из руин Сталинграда, «обнявшись будто две сестры», слились воды Волги и Дона.

Создателям канала, помимо технических и производственных задач, приходилось решать еще и задачи идеологические и художественные. Архитектурный облик грандиозного сооружения должен был по замыслу политического руководства страны отражать как огромные успехи советского народного хозяйства, так и непреходящее историческое значение подвигов защитников Царицына и Сталинграда.

Абсолютной доминантой всего комплекса при этом должен был стать «парадный вход» в канал – шлюз № 1. Государственной мастерской Комитета по делам архитектуры (руководитель Л. М. Поляков) и авторскому коллективу архитекторов Гидропроекта удалось сочетать художественную выразительность, основанную на традициях русского классического зодчества, с предельной функциональностью; монументальность – с жесткими техническими ограничениями.

Над входом в канал взметнулась 40-метровая триумфальная арка с двумя надписями: со стороны Волги – «Слава великому Ленину», а со стороны Дона – «Слава советскому народу – строителю коммунизма».

 По углам аттика (декоративная стенка над карнизом) установлены скульптурные композиции, а в боковые пилоны встроены обелиски с документальными надписями, относящимися к событиям гражданской и Великой Отечественной войн.

В то же время в устоях арки размещены механизмы управления шлюзовым хозяйством, а в верхнем ярусе устроен кабельный переход.

Точно такая же арка возвышается над шлюзом № 13 при выходе в Дон, замыкая смысловую композицию канала.

В архитектурный комплекс волжского входа в канал органично входят 57-метровый памятник В.И. Ленину работы скульптора Е.В. Вучетича (первоначально на этом же постаменте стояла фигура И.В. Сталина) и на противоположном берегу – 25-метровый памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии (архитектор Р.А. Якубов), увенчанный колоннадой и украшенный металлическими рострами (ростр в переводе с латинского – клюв, выдающаяся часть; нос корабля). 

Надпись на постаменте гласит: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918–1919), Сталинград (1942–1943)».

На всем своем протяжении стокилометровый канал «читается» как героический роман-эпопея об истории Волго-Донского междуречья: от революционного перелома в истории России в 1917 году до коренного перелома в ходе Второй мировой войны в 1943-м. Что ни шлюз – то отдельная глава. Надписи на стенах шлюзовых зданий повествуют о героизме красноармейцев в годы гражданской войны. На берегу 10-го шлюза установлены бронзовые бюсты большевиков-военачальников, набережную украшает памятник героям обороны Царицына.

А у выхода из последнего, 13-го шлюза, на месте, где 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершив окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом, установлен монумент «Соединение фронтов» (скульптор Е. Вучетич).

…2 декабря 2016 года на открытии международного фестиваля «Классика» Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил праздничную поэму «Встреча Волги с Доном», написанную Сергеем Прокофьевым в 1951 году специально к торжествам, посвященным открытию Волго-Донского канала.

«Эта музыка раньше не звучала… почти нигде, хотя с момента ее написания прошло уже более 60 лет. – рассказал дирижер Валентин Урюпин. – Музыка очень изобразительная: метр за метром роют этот канал, взрывают землю, слышно всеобщее ликование по этому поводу. Через эту музыку понимаешь эпоху лучше, чем даже через пяток прочитанных книг».

________________________

 1По материалам Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Главный редактор академик С.Я. Жук. Москва. 1957 г.

Местоположение:

© 2020-2021, “Хранители истории - онлайн знакомство с памятными местами Волгограда”.